Трое на Ушбе, не считая пика Щуровского.

Рассказ Игоря Штыка о траверсе пика Щуровского (4Б) и восхождении на северную вершину Ушбы (4А) в июле 2008 года.

На вершине Ушбы

Пролог.

За неделю до выезда на Домбай Денис Апраксин написал мне СМС «На Ушбу идёшь?». Что за вопрос, кто же на Ушбу пойти не хочет, у каждого горовосходителя это мечта. Через неделю к нам приехала делегация из МАИ во главе с Денисом. Нас едет трое: Денис, как вдохновитель Сергея Романенкова, который уже 2 раза пытал счастья на Ушбе, ну и я конечно. Сергей приехать не смог, работал. А мы с Денисом обсудили кое–какие вопросы по снаряге. Роли распределились следующим образом: Сергей – руководитель и завхоз , Денис – снаряженец  и я – медик и хронометрист.

25 июня поехали мы на Домбай, на альпсборы . Снегу навалило на Кавказе очень много, даже ледовые занятия негде было проводить. Зато скальные провели достойные на КАПских ночевках. В итоге хорошо подготовился перед Ушбой, сходили два перевала 1Б и 2А и три вершины – две 1Б и 3А. 9 июля посадил в Невинке народ на поезд и поехал в Приэльбрусье.

Встретиться должны мы были 12, поэтому у меня было 2 дня, и я решил посвятить их Эльбрусу. Возле подъёмников в 12 часов встретил группу Димы Рыжанкова, они только спустились с Эльбруса. Погода была хорошая, и я решил идти пешком. На Эльбрусе стройка идёт полным ходом и накатанная самосвалами дорога поднимается до «бочек». Идти по ней легко, но пыльно и грязно. В 18 подходил к «Приюту 11», т.к. палатки у меня не было решил на сэкономленные деньги поселиться в «Приюте» за 400 рублей. В домике было полно народу, которые завтра штурмуют Эльбрус, но они под скалы подъезжают на ратраках.

Вышел с утра в 4 часа, погода ясная, но сильный ветер. Когда шел к перевалу мёрзли то руки, то ноги и только на солнышке немного согрелся. На перевале замёрзли наручные часы. Весь поток народа поплёлся на  Западную вершину, а я свернул на Восточную. На верхах ветер разгулялся на славу: на вершинном плато пришлось ползти чуть ли не на карачках. Дополз я до предвершинки и поковылял обратно. На приюте был в 11, поел супца, повалялся и в 13 почесал вниз. К Диминой группе спустился в 15.00. Отпраздновали окончание похода.

12.07. Ребята подвезли меня до поворота в ущелье Адылсу. За 40 минут поднялся к порганпосту возле бывшего альплагеря «Шхельда». Серёга с пропусками приехал через час. Сходили в МЧС, заявили Щуровского 4Б и Шхельду 4Б и пошли ждать Дениса в кафе. Денис приехал в 14, пообедали, пригубили вина за встречу, собрались и в путь по Шхельдинскому ущелью. За 2 часа дошли до стоянок «Улыбка Шхельды» и за ужином собрались  у костра на военный совет, как лучше и интереснее взойти на Ушбу. Было выдвинуто 3 варианта:

1. Через Щуровского, плюс акклиматизационный выход на Вуллею 2А.
  2. Через пер. Чатын 2Б и пер. Академика Александрова 3Б.
  3. Через Ушбинский ледопад.

Так как москвичи были уставшие с дороги, то окончательное решение отложили на завтра, после первого ходового дня.

Шхельда

Выход на зачехленный язык ледника

13.07. Со стоянок вышли в 8 часов и сначала по тропе вошли в лабиринт морен.  Здесь было множество тропинок, которые расходились, плутали и опять сходились. Серёга сказал: «Я уже третий раз здесь и всё блуждаю по тропкам». По правой морене вылезли на чехол ледника, на котором растёт лесок. Прошли по леднику под склонами Шхельды, с которых сходили лавинки, в направлении пика Щуровского. Начались трещины, закрытый ледник и мы привалились в 12 на обед. По леднику в связках, обходя трещины, в 16 часов пришли на «Немецкие ночёвки». Выпили спиртику, приняли решение как дальше жить, а потом полился душевный мужской разговор.

К пику Щуровскогопик Щуровского

Пик Щуровского. Справа выглядывают вершины Ушбы

14.07.  С утра встал в 4, сварил пайку. Поели и решили поваляться, чтоб завязался жирок. Оставили заброску и в 7.15 пошли в связках на перевал Чатын Южный (2Б). Надели кошки и полезли на перевал в направлении бергшрунда. Через берг были переброшены пару снежных мостов. Подошёл я к одному из них, наиболее большому и надёжному как мне показалось. Начал ногой его прощупывать, да трамбовать и при  ударе ногой вместе с этим мостом и полетел. В полёте немного задел стенку рукой и под натяжение верёвки приземлился на дно берга, пролетев 5 метров. Испугаться конечно не успел, осмотрелся в берге и нашёл снизу более надёжный мост. Отвязался от верёвки и вылез на свет Божий.

Серёга перелез через новый мост и по снегу, тропя по колено, вылезли вверх к скалам. По разрушенным скалам, а последний кусок по стеночке 60 градусов 7 метров выползли на перевал в 9.15.  Сняли Серёгину прошлогоднюю записку, посидели немного и пошли к первому жандарму по снегу.

Гребень 4Б пика Щуровского

Слева-направо на фоне неба наш подъемный гребень к пику Щуровского                                                   Игорь в берге

Сначала обошли жандарм слева по снегу и выползли на скалы . На скалах по внутреннему углу и полкам провесили две верёвки и вылезли на второй рог. Вообще надо вылазить между рогов жандарма. С жандарма на гребень кинули две верёвки по скалам и снежному кулуару на гребень. На первой верёвке Денис скинул парочку камней, которые обдали меня снегом, залепив очки.  Обходя карнизы слева 50 метров,  вышли по полке к ночёвкам под вторым жандармом в 13.45. Перекусили. Серёга сходил в разведку и мы, не связываясь по полкам  и снегу, слева прошли траверсом гребень до жандарма «Трапеция». На жандарм по скалам 45-50 градусов с хорошими зацепами провесили две верёвки. Потом по острому гребешку верхом вылезли на вершину жандарма (1 верёвка). С жандарма на гребень 30 метров дюльфер.

Дальнейший маршрут по гребню

С гребня по полкам подошли под жандарм «Палец» на ночевки в 17.30. Пока Денис ставил палатку и собирал воду на скалах, мы с Сергеем сходили в разведку. Ужинали на свежем воздухе, начался дождь, мы спрятались под карниз, но когда он перешёл в град пришлось заползать в палатку. Трёхместная палатка «Хоббит» еле влезла на полку и нас понемногу начало заваливать градом. В 21.00 мы отрубились под барабанную дробь.

15.07. Всю ночь шёл град, переходящий в снег, потом опять град и только под утро пушистый снег мягко опускался на тент палатки и придавливал нас к земле. Бушевали гром и молния. Вначале как обычно считали секунды между молнией и громом, чтобы определить расстояние, но потом уснули. Раз среди ночи шарахнуло ну очень рядом, показалось что в «Палец», все трое в мгновение проснулись.

Утром выполз из палатки, а на  дворе зима. Пришлось откапывать палатку и раскиданные вещи. Позавтракали и засели за шахматы и играли весь день под эхо лавин и камнепадов. Москвичи проигрывать не хотели и играли настойчиво и долго. Сначала я проиграл Серёге, потом они с Денисом играли две партии до обеда. После спиртика игра пошла веселее и мы решили играть в быстрые шахматы. Снег не прекращался до обеда. После ужина я выполз из тесной палатки на улицу покурить. Немного развиднелось и видны были окружающие горы. Мы решили назавтра выходить на маршрут при любой погоде.

За день сидения в тесной палатке втроём в каждом накопилось раздражение, под конец дня мы даже чуть не поссорились на почве игры в шахматы. Оказывается очень азартная игра.

Перевал Академика Александрова

Лагерь на полке. На заднем плане перевал Академика Александрова (3Б)

Эльбрус

16.07. Встал в 5 часов, вылез на улицу, небо чистое и на востоке показалось солнце. Поели, площадку осветило солнце, немного погрелись и посушили одежду и в 7.15 вышли на маршрут. Прошли дальше по полке, потом по снегу и скалам 55 градусов две верёвки до перемычки. С перемычки по снегу обошли скальную стенку справа по снегу. Провесили ещё две верёвки, меся снег местами по пояс, до гребня.

Дальше Денис провесил верёвку по сыпушным и обледенелым скалам, лез он чуть ли не час. Мы с Серёгой матюкались, но потом когда жумарили, поняли, в чём была задержка. Далее ещё верёвка по скалам до снежного гребня. В связке прошли острый снежный гребень и вышли под ледово-снежный 200 метровый 60 градусный взлёт.

Нет худа без добра и хоть скалы были заснеженные, зато склон мы преодолели в связке, просто топча снег. На небе появились тучи, нас накрыло облако, видимость упала до ста метров. Жандармы обходили по снегу и разрушенным скалам справа. В некоторых местах Серёга вылезал непонятно как, то сыпуха, то снег, то натёчный лед. Короче полз как уж. Когда он вылез на гребень, пришлось пробивать карниз. Вторым шёл Денис, пройдя метров 5 по верёвке, он вдруг полетел вниз, чуть не сбив меня на станции. Оказалось, что верёвкой прорезало кусок карниза.

Серёга всё пёр первым, и нам захотелось тоже поработать. Денис полез по скалам к стенке, но верёвка из-за сильных перегибов не шла. Пришлось мне ещё пролезть до стенки. Не скидывая рюкзака, я полез по скалам, сказалась скалолазная подготовка в Домбае, хотя мы уже все изрядно устали. Наверху на полке перед камином сделал станцию, и принял Серёгу. Вылез 2,5 метра по камину и на 2 метровой стене застрял, руки сводило, рюкзак давил, на стенке лёд. Отдохнул на френде, разбил лёд и кое-как, закинув ногу «выше головы», вылез на снежный взлёт. Протоптал ещё метров 10 и всё – выше некуда идти.

Забрались на вершину мы в 19.05 мокрые, голодные и довольные. Сняли прошлогоднюю записку двойки из Севастополя по маршруту 5Б. Перекусили колбасы с сухарём, отправили СМС, пофоткались на фоне Ушбы и в 20.00 начали спуск на Ушбинское плато. По снежному гребню в связке спустились в кулуар и по нему на плато в 21:00 . Поставили палатку под стенами берга, в ботах у всех хлюпало. Забурились быстренько в палатку, выпили чайку. Денис достал свой сюрприз – банку ананасов, которыми закусывали и рассолом разбавляли спирт, получалась ананасовая водка. Проболтали до 00.00.

Ушба

Вершины Ушбы с пика Щуровского

Панорама Ушбинского плато

Панорама Ушбинского плато. Слева-направо: Чатын – Малая Ушба – Ушба

Спуск на Ушбинское плато и лагерь под ледосбросом

17.07.  Ночью ударил мороз. В 8 вылез из палатки небо чистое, прекрасные виды вокруг. Провалялся до 9, пацаны не встают, дольше спать не мог, начал варить еду. После завтрака высыпались на снег греться на солнце и полюбоваться Ушбой. В 11.30 вышли на разведку. За 40 минут дошли до «подушки», по пути обходя бергшрунды по мостам. Прошли к ледовому взлёту, он оказался весь в снегу. Снизу по леднику поднималась тройка альпинистов, оказались украинцы идут траверс Ушбы. Мы сфотографировали три красивых горы Приэльбрусья, выстроившихся в ряд – Эльбрус, Донгузорун и Шхельда. Спустились в лагерь, пообедали, раскинули вещи сушиться. Пацаны засели за долгие шахматы, а я сел за писанину. У ребят была азартная игра до ужина, и то я их  напряг готовить пайку. После ужина с мыслями о восхождении на Ушбу легли спать.

Подъем к “Подушке” Ушбы                                                       Донгузорун, Шхельда и Эльбрус

18.07. Всю ночь валил снег, палатку засыпало и утром пришлось откапывать. После завтрака опять москали играли в шахматы, пока я курил. У нас остался день на восхождение, завтра или вверх или вниз. А снег всё идет, и мы сидим в молоке. Настроение у всех ниже плинтуса, хоть мы и прошли Щуровского, но основная цель всё-таки Ушба. А затянуло так, что не видать не зги.

После обеда играли с Серёгой в шахматы. Короче мы по времени больше играли в шахматы, чем лазили по горам. Поняли, что без шахмат в походе делать нечего, особенно когда в районе неустойчивая погода. Время тянулось, пацаны завалились спать, а я опять курил трубку. После обеда задул ветер со снегом и градом. Пришлось вылизать и опять откапывать палатку. Как там трое хохлов на «подушке» пургуют? Мы тут в яме, за стеной берга и то мёрзнем. Светло стало в палатке как днём и всё кажется, что солнце выглянуло. Серёге чёй-то плохо стало, наверно горняшка пришла. Уже второй раз весь день сидим безвылазно в тесной палатке втроём – незабываемое ощущение. Под вечер настроение почему-то поднялось. В небе появились просветы, и заходящее солнце показалось среди туч, перед тем как скрыться за гору, передав нам привет.

19.07.  Ночь была холодная, в 3.30 ,выползая из палатки, Серёга  увидел чистое небо, только над Ушбой висела туча. Позавтракали и в 5.15 вышли. К 6.10 поднялись на подушку, украинцы сегодня не куда не собирались, палатка стояла неподвижно. С подушки полезли вверх по снежному склону 45 градусов в связке, перелезли берг.  Перед скалами Настенко на льду провесили верёвку. На скалах Серёга нашёл крюк, вбитый два года назад. Пролезли верёвку по скалам до снежного склона. По нему в связках на три такта вылезли на гребень.

Палатка на подушке

Подъем по лопате к гребню Ушбы                               Внизу подушка, а за ней пики Щуровского и Чатын

На площадке, вырубленной в гребне, стояла палатка питерцев. Они шли траверс Северной и Южной Ушбы. Это они зарегистрировались у спасателей перед нами и сейчас просили перенести контрольный срок. Неплохо же их потрепало на гребне. Дальше пошли по гребню справа, обходя карнизы. Подошли к скальному  7 метровому взлёту, прошли его с попеременной страховкой и опять справа вдоль гребня. Гребень оказался длиннющим, но мы шли без особого напряга, после технической работы на Щуровском. Серёга всё пёр впереди, выбивая ступени и ни кого не пуская вперёд, ведь это его гора. Как оказалось потом из-за раздолбанных бот он побил себе пальцы на ногах. Перед вершиной был ледовый взлёт 10 метров до 60 градусов на котором провесили верёвку (фото 26). В 10.10 мы сидели верхом на Ушбе Северной (фото 27).Тура на скалах ниже вершины не нашли, пофоткались и полезли вниз.

Быстро прошли гребень, встретили питерцев, начавших движение по гребню. На «подушке» украинцы встретили нас чаем и халвой. Постояли с ними, потравили баек. Спустились в палатке в 13.10, сварили чайку, разбодяжили спирт и начали отмечать удачное восхождение и нисхождение. Сварили обжорный ужин, подъёли все запасы, завтра мы уже будем в кафе. После обильной еды стало даже тяжеловато. Завалились на боковую в 19.00.

На гребне Ушбы

На вершине Ушбы

Вершина

20.07. Подъём в 3.30, по старой привычке сварили пайку, поели и продолжили спать до 6. Выбрались в 7 и по холодку двинулись вниз по ледопаду.  Спускались, обходя трещины по следам украинцев. С одного берга лень было кидать верёвку 2-3 метра и мы просто спрыгнули. Сергей перед заныром скинул рюкзак, и он спокойненько заскользил, набирая скорость и перелетая трещины, остановился в конце ледопада. Внизу подобрали рюкзак и в 8 были под «Немецкими ночевками». Забрали заброску и потихоньку пошли вниз. На ручье под Шхельдой сварили чайку. Началась бешеная гонка по бездорожью. Пацаны пёрли вовсю, каждый выбирает себе дорогу. Сначала я пытался за ними угнаться, но потом подумал: «Какого хрена я спешу, куда?». По пути искупался в озерце, встретил ребят на «улыбке». Отметились у спасателей и в кафе булдосить.