Зимнее восхождение на пик Ленина в январе 2016 года
Случайно или нет 22 января этого года две абсолютно независимые команды, поднялись на вершину пика Ленина с разницей в час. С момента предыдущего успешного зимнего восхождения прошло почти 12 лет. Читайте небольшой фото рассказ о том, как это было.
В нашей компании давно витала идея зимних восхождений на семитысячники. Начать решили с пика Ленина как самого доступного. Первый раз собирались ехать еще три года назад, но постоянно что-то срывалось. В этот раз настрой был более серьезным. Нашли время и собрали команду.
Чтобы было не скучно, придумали под это дело 10ти дневный акклиматизационный поход по Кичик-Алаю. На маршруте планировали переночевать в районе вершины пика Скобелева (5051). Шеститысячную акклиматизацию решили получать на склонах Ленина, так как доступную, простую и безопасную зимой вершину такой высоты в районе подобрать не удалось.
Прилетев в Ош, забросились в долину реки Киргиз-Ата чуть выше бывшего альплагеря. А часть продуктов и снаряжение для восхождения на Ленина отправили в Сары-Могол (Алайская долина). Стартовали ввосьмером, двое ребят собирались с нами только на первую, перевальную часть маршрута.
На следующий день по приезду сходили в акклиматизационный выход на 3850 и начали подъем к первому перевалу. Если в зоне арчевого леса и альпийских лугов со снегом было все нормально, то выше – крупные камни в русле реки и на моренных увалах оставались открытыми. Начало зимы 2016 года выдалось малоснежным. Лыжи и санки шкрябали по камням, камуса обдирались. Подъем пешком был также не возможен, между камней проваливались выше колена. Все это на северных склонах хребта, про спуск на южную солнечную сторону и думать не хотелось. Несмотря на наличие древних отчетов по схожему по условиям району Дугобы, планировать в будущем лыжный поход по Кичик-Алаю в сложившихся последние годы климатических условиях, я бы не рискнул.
Бесснежные склоны Кичик-Алая
Царапаем камуса
пик Чарат (4644)
Уже на второй день маршрута двое ребят пожаловались на недомогание и слабость. К четвертой ночевке похода поднялись в цирк перевала на высоту 4000 метров. Утром у троих человек температура выше 38. Устроили день отдыха. На следующий день температура поднялась еще у троих. Настоящая эпидемия. Вероятнее всего кто-то прихватил с собой из города вирусную инфекцию, которая в атмосфере повышенной нагрузки и проходящей акклиматизации хорошо прижилась. Сбив температуру, попробовали выйти наверх. Но пройдя ходку и оценив состояние группы, приняли решение немедленно спускаться.
Так и не пройденный группой перевал
Начинаем спуск
Уже к следующей ночевке на высоте 3200 здоровье в целом нормализовалось. Остался только глубокий кашель, окончательно прекратившийся только дома. Часть группы начала прием антибиотиков. Здесь можно обратить внимание на психологию. Если для альпиниста начало приема антибиотиков это показание к немедленному спуску вниз, то для туриста – шанс продолжить поход. Вскоре мы были в Оше, где, отдыхая и лечась, провели следующие два дня.
Внизу вершина Мазар и долина реки Коргон
11 января переехали из Оша в Алайскую долину. Переночевали в гест хаусе в Сары-Моголе и на двух УАЗиках выехали в сторону гор. Зимой дорога идет не по левому, как летом, а по правому берегу реки. Завезти нас обещали к началу предгорий, откуда 5-6 км до Ачикташа.
Сары-Могол
Накатанной колеи нет. Водитель сам выбирает путь исходя из знания места и ситуации. По дороге случилась обычная история. Сломался передний подшипник колеса одной из машин. После ремонта перестал работать передний привод. Пару раз застревали в глубоких заметенных снегом ямах. Несмотря на наличие второй машины, трос у местных водителей возить не принято. Зато были лопаты, да и нас не мало. Откапывали и толкали.
Лошадью УАЗик не вытянуть
Приехали. Разгружаемся
Первым делом по приезду предстояло пересечь глубокий овраг реки Ачикташ. На дне возле воды устроили обед. Здесь нас и нашел местный охотник на волков – Акыл. Он проводил группу до вагончиков ретранслятора, передающего телевизионный и сотовый сигналы на Алайскую долину. Гостеприимные ребята из дежурившей смены пригласили переночевать. Правда, не забыв напомнить, что объект режимный и требуется “допуск”, которого у нас собой было несколько литров. Вечером этого дня впервые увидели пик Ленина. Вспоминая суровые описания предыдущих экспедиций, спросил у Акыла, часто ли вершина открыта зимой и услышал положительный ответ.
Подъем к домикам ретранслятора
Облачность над Алайской долиной
Ретранслятор
Панорама восточной части Алайской долины с вышки ретранслятора
От ретранслятора до Ачикташа путь идет через холмы. Снега было не много, на южных склонах местами голая трава. За пару переходов вышли на поляну старого МАЛа с домиками. У реки перекусили и вылезли на Луковую поляну. На солнышке тепло. Перевал Путешественников решили не идти сразу. Несмотря на малоснежный год, его южные склоны и подрезающая их тропа зимой могут быть опасны.
Впереди постройки старого МАЛа
Подойдя к краю Луковой поляны, увидели реку далеко внизу. Но спуск не подъем. Сбросили почти 100 метров по снежному и конгломератному склону и вышли к руслу. Перед спуском увидели лошадей, доставивших груз для команды Сереги Селиверстова к началу поляны. Как мы потом узнали, ребята шли налегке из Сары-Могола на лыжах.
Прокладываем лыжню через Луковую поляну
Переночевав перед ледником, начали подъем по ранклюфту вдоль правого по ходу борта долины. Небольшие каньончики обошли по склонам. Через пару переходов вылезли на ровную часть ледника Ленина. Трещин здесь не видно, все хорошо задуто. Идти отлично, солнышко, неглубокая тропежка и ровный ледник. К вечеру вышли на место стандартного летнего лагеря 4400 под склонами пика Ленина. Установили большую палатку шатер для базового лагеря.
В ранклюфте ледника Ленина
Вылезли на ледник
Вверх по ровному леднику
Все успешные зимние восхождения проходили по северному склону-стене пика Ленина. По классике через Раздельную зимой не ходят, так как на гребне почти всегда сильный ветер. Маршрут Якова Аркина выводит на восточный гребень пика рядом с вершиной.
Палатка базового лагеря и северный склон пика Ленина. Показан маршрут восхождения
Имея ночевку только на 4000, сразу решили независимо от погоды делать один или два акклиматизационных выхода на склоны вершины. Хотелось сходить на гору в спокойном не напряженном режиме.
Продуктов и горючего взяли с собой на пять дней. В верховьях ледника Ленина снега совсем мало, все сдувает. Примерно до высоты 5000 метров наш путь совпадает с летней тропой. Выше классический маршрут уходит правее к стандартному лагерю 5300, мы же продолжили подъем прямо вверх.
Северный склон пика Ленина начинается небольшим ледопадом. На нижнем участке сохранились МАЛовские летние перила. Выше, пройдя короткую стенку, по системе засыпанных трещин снова вышли на ровный склон. Это место единственное на маршруте, где понадобилась навеска перил. Все остальное время перемещались в связках.
Подошли под сброс. Видна МАЛовская вешка
Подъем по склону выше сбросов
Склон пересекает большое количество трещин, в одну из них слегка провалился наш руководитель Дима Прибылов.
Из описания попытки восхождения в 2012 году группой Геннадия Дурова запомнились слова о сложности организации мест под палатки и фантастическое предложение брать с собой гамаки и набивать снегом для выравнивания склона. Мы для себя решили, что где-где, а в трещинах или вблизи сбросов мы точно найдем место для лагеря. Тем более у нас уже был положительный памирский опыт таких ночевок на выходе из гор в непогоду и с порванной палаткой зимой 2011.
На ночевку остановились на высоте 5230 в районе системы широких и засыпанных снегом трещин. Выше подниматься не было смысла, так как следующие удобные места виднелись только на высоте 5500, что для первого выхода высоковато. Немного приспустились на дно одной из трещин и выровняли площадки под палатки в мягком снегу. В то время как к вечеру сверху ощутимо задуло, в лагере было тихо, уютно и безопасно. Зимой, когда нет активного таяния, ледники спокойны.
На морозе у обеих палаток лопнули аллюминевые дуги. Ремонтируем
К этому моменту, победив вирусную инфекцию, группа все еще продолжала болеть. Кого-то беспокоили проблемы с желудком, начавшиеся внизу, кого-то временами тошнило, почти все сохранили кашель первых дней. Популярная в интернете картинка про хрустальные горизонты и пик Ленина отлично иллюстрирует состояние некоторых ребят.
На следующий день решили, не поднимая высоту ночевки, дабы не увеличивать нагрузку на организм, налегке прогуляться выше 6000 и найти место для второго лагеря. До высоты 5600 слон пересекают несколько трещин, которые перешли по снежным мостам. Выше до 6000-6100 склон ровный. Крутизна с набором высоты постепенно возрастает. Несколько резких обледенелых взлетов прошли на три такта. В целом состояние маршрута отличное. Не было ни снежных досок, ни жесткого зимнего льда. Присмотрев место под лагерь на высоте 6130, вернулись на ночевку.
Возвращаемся с прогулки
Утром вышли к месту второго лагеря уже с биваком. Трещину нашли не такую удобную как внизу. К палаткам приходилось спускаться 5 метров по веревке и площадки ровнять чуть поболее.
Погода все последние дни стояла отличная, иногда задувало, гребень затягивало облаками, но условия были хорошими. Единственный период дискомфорта – утренние сборы. За последние время я привык ходить в горы с просторным шатром, а тут маленькие дуговые палатки и толстый слой намерзшего за ночь конденсата на стенках.
Переход между 5200 и 6100
Ровняем дно трещины под палатки
Панорама Алайской долины
Переночевав на 6130, спустились на отдых в базовый лагерь 4400. Для меня это первый опыт гималайского стиля с промежуточными лагерями в горах. С одной стороны рюкзаки полегчали, так как удалось занести еду и бензин во второй лагерь, а палатки оставить стоять в трещине на 5230. С другой стороны хождение туда-сюда и виды одной и той же долины морально напрягают. Все-таки пик Ленина в зимних условиях – вершина не простая, хочется эмоциональной подпитки, которую в классических походах получаешь, открывая для себя не виданные ранее долины и хребты, любуясь новыми пейзажами.
Наш лагерь 6130 – рай для фотографа
По дороге в районе 5000 встретили поднимающихся ребят команды Селиверстова. Сообщив нам актуальный прогноз, парни сказали, что планируют подниматься сходу, чтобы успеть сходить на вершину до закрытия погодного окна.
В базовом лагере устроили день отдыха. Хотя прогноз нас и пугал возможным ухудшением погоды, но менять первоначальные планы из-за каких-то циферок в интернете не хотелось.
Греемся и сушимся в базовом лагере
Дима Чижик взял с собой под гору параплан. Максимум на что хватило энтузиазма подняться и попробовать слететь с вершинки близ лагеря, но и это не удалось. Подобные затеи больше для лета.
В зимнем восхождении на пик Ленина меня больше тревожили не окружающие условия. В лыжных походах они зачастую схожи. А возможное отсутствие стабильности погоды. Отдыхая внизу, боялся что теперь, когда мы хорошо акклиматизировались и нужно просто время, чтобы подняться, может прийти большой циклон и все сорвется.
20 января вышли наверх. За два дня поднялись во второй лагерь (6130). В этот день команда Селиверстова предприняла попытку выйти на вершину. Но ребят не пустил на гребень сильный ветер. В районе высоты 6900 они развернулись и спустились в палатки на 6550. Тем временем благоприятный прогноз сместился, давая нам еще 2-3 дня.
На гребне дует
На восхождение вышли с рассветом, в районе 8 часов. Вторая команда вышла раньше и когда мы вылезли из своей трещины 6130, была далеко впереди в районе 6650.
Утро перед выходом к вершине
Тень от пика Ленина
Дальнейший подъем проходил по ровному фирновому склону в обход редких ледосбросов. Когда мы проходили лагерь ребят на 6550, Дима Прибылов пожаловался на мороз и сказал что подождет группу здесь. На деле же он подхватил какую-то сильную желудочную инфекцию и проболел все то время, что мы находились на горе. Лекарства не помогали, болезнь просто вытянула все силы.
Не могу говорить за всех, но мне шлось хорошо. Немного отвлекали подмерзающие ноги. Приходилось регулярно их отмахивать и непрерывно шевелить пальцами. Сложность подъема по северному склону в полном отсутствии солнца. Довольно прохладно, несмотря на 6 слоев одежды. Термометра с собой у нас не было. В Сары-Моголе на 3000 температура опускалась до -28. А возможно холод всего лишь результат недостаточной акклиматизации.
В кулуаре крутизна склона немного увеличивается, в верхней части поднимались на три такта. Перед выходом на гребень встретили группу Селиверстова, в полном составе взошедшую на вершину.
Мы вдвоем с Денисом впереди, связка тройка немного отстает. На гребень поднялись к 14 часам, на вершину к 15. От места выхода на гребень до тура порядка 500 метров и 180 метров набора. На верху вместо ветра ослепительно жаркое солнце.
Сама вершина представляет собой снежное плато с осыпными холмиками – горками. На восточном холмике памятная табличка, на западном – основной тур, а высшая точка на южном краю плато. Виды вокруг потрясающие. Воздух зимой особенно прозрачный. Хорошо видны известные вершины Центрального, Северо-Западного и Китайского Памира.
Тур на западном краю вершинного плато
На спуске с вершины, под основным взлетом по очереди встречаем троих ребят из второй связки. Изначально было желание развернуть всех вниз, так как времени уже много, но оба Димы, Чижик и Рыжанков, выказали желание сбегать на вершину. При этом вид у них был вполне бодрым. Шедший последним Ваня Артемов выглядел сильно утомленным, мы с Денисом забрали его в свою связку и продолжили спуск. Несмотря на то, что до вершины Ваня не дошел всего 80 м по высоте, решение было абсолютно верным. Так как спускался Ваня уверенно, но очень медленно. К своему лагерю на 6130 мы подошли одновременно с наступлением темноты. Вероятно, сказался прием антибиотиков и засевшая в организме зараза. Связка Дим, сходив на вершину, догнала нас в районе высоты 6400. Команда Сереги Селиверстова сразу после спуска на 6500 собрала лагерь, проводила гостившего у них в палатке Диму Прибылова на 6100 и до темноты успела сбросить высоту в район 5000.
Панорама Алайской долины с 6400
Утром самочувствие у всех отличное. Собрали лагерь и за пол дня спустились в базу на 4400. Вечером устроили праздничный ужин, расчехлили гитару, познакомились и пообщались с ребятами из параллельной группы.
Спустились на ледник
Собрались, сняли камуса и довольно быстро на лыжах скатились вниз. Спускались вместе двумя группами. В ранклюфте ледника мы с Димой Чижиком без камусов поленились обходить каньончик вверх по склону и заманили всех за собой на скальные ступеньки.
До Ачикташа скатились по старой лыжне. С Луковой поляны вызвали УАЗики на встречу. Дальше ребята пошли вниз по каньону реки, а мы через холмы напрямик к домикам ретранслятора. Нужно было забрать оставленный там кайт. За время нашего восхождения снега внизу осталось еще меньше, чем по дороге наверх. На холмах попеременно снимаем и надеваем лыжи.
Подъем на Луковую поляну
К вечеру вышли к машинам и с небольшими приключениями, как всегда толкая и откапывая, доехали до Сары-Могола.
Две команды вместе
Состав команды:
Прибылов Дмитрий (руководитель, лично до 6500), Артемов Иван (до 7000), Жидков Денис (7134), Романенков Сергей (7134), Рыжанов Дмитрий (7134), Чижик Дмитрий (7134), Неборский Сергей (акклиматизация в Кичик-Алае), Отачкин Алексей (акклиматизация в Кичик-Алае).
Календарный график акклиматизации и восхождения
03-08.01.2016 | Акклиматизация в Кичик-Алае | |
09-11.01.2016 | Отдых в Оше | |
12.01.2016 | 1 | Зобросились из Сары-Могола на 20 км в сторону гор. Пересекли каньон реки Ачикташ. На ночевку остановились в домике ретранслятора. |
13.01.2016 | 2 | Ретранслятор – Ачикташ – Луковая поляна. Ночевка под ледником Ленина |
14.01.2016 | 3 | Вылезли на ледник Ленина. Подошли под маршрут. Установили базовый лагерь на высоте 4400 м. |
15.01.2016 | 4 | Поднялись на высоту 5230 по маршруту Аркина. |
16.01.2016 | 5 | Радиальный выход на 6100 и поиск удобного места для лагеря. |
17.01.2016 | 6 | Поднялись на 6130. |
18.01.2016 | 7 | Спустились на отдых на 4400. |
19.01.2016 | 8 | День отдыха. |
20.01.2016 | 9 | Подъем на 5230. |
21.01.2016 | 10 | Подъем на 6130. |
22.01.2016 | 11 | Подъем на пик Ленина 7134. Ночуем на 6130. |
23.01.2016 | 12 | Спуск в базовый лагерь на 4400. |
24.01.2016 | 13 | Выход к каньону реки Ачикташ ниже ретранслятора. Выезд в Сары-Могол. |