На коньках по Байкалу

Прошлой зимой мы поддались всеобщей туристической моде последних лет взяли билеты на Байкал и отправились в коньковый поход.

Loading...

Резонно рассудив, что в отсутствии времени на большое путешествие, здесь всего за недельку можно набраться ярких впечатлений.  Даже не смотря на не самый удачный для коньков год, ожидания с лихвой оправдались. Создалось впечатление, что зимний Байкал – это маленькая Арктика. Гряды торосов, бескрайние снежно-ледовые пространства и потрясающие рассветы с закатами запомнятся надолго.

Ниже смотрите фотоотчет по поездке и рекомендации для будущих путешествий.

Начну с некоторых заблуждений предпоходного периода, которые быстро развеялись после начала путешествия.

ПОГОДА. Когда смотришь на яркие теплые фотографии с щурящимися от солнца людьми и сверкающими в лучах льдинками, создается впечатление что в конце февраля – начале марта (основной сезон коньковых походов) на Байкал пришла весна. Поддавшись этому впечатлению, пытались зазвать с собой друзей не знакомых с зимним туризмом, хорошо, что те не собрались. Солнечная погода действительно преобладает, но в любой момент может задуть сильный встречный ветер, температура нередко по ночам опускается до -30 градусов. Нечего сверхъестественного в этих стандартных для зимнего похода условиях нет, но расслабляться, беря с собой панамку вместо шапки и отказываясь от ветрозащитной маски, не стоит.

Старт из Листвянки. Погода не балует.

Перебираемся через трещину напротив Больших Котов

ЛЕДОВАЯ ОБСТАНОВКА. В первых числах февраля 2017 года традиционное для катания юго-западное побережье Байкала (участок от Листвянки до севера Ольхона) засыпало снегом. Часть снега быстро сдуло, другая осталась лежать на поверхности. В интернете начались разговоры о том, что хорошего льда в этом году уже не будет. Мы же, имея на руках билеты, верили в лучшее. По факту же, в том числе анализируя ледовую обстановку прошлых лет, пришли к выводу, что если снег в первые несколько дней после снегопада не сдувает, он остается лежать до конца сезона. Чуть улучшить ситуацию может активное испарение на солнце, но при этом лед из ровного превращается в бугристый.

Зимний Байкал

Бугристый лед

Торосы на Байкале

Участок торошения

Ежедневно обновляемые космоснимки довольно точно отражают реальную снежно-ледовую обстановку. Их можно найти по ссылкам: http://www.geol.irk.ru/dzz/bpt/ice/bpt_ksm.htm и http://sputnik.irk.ru/poes/region/reg-bpt/mode-last/

Закат на Байкале

Торосы на закате

ПАЛАТКА. В зимние походы мы традиционно ходим с большим шатром. Отправляясь в это путешествие вчетвером, остановились на проверенном варианте и о выборе палатки ни разу не пожалели. Хорошая ветроустойчивость и возможность собраться внутри шатра очень помогли. Для растяжки палатки использовали длинные гвозди. Они легче ледобуров и позволяют растянуть палатку как на льду, так и на мерзлой бесснежной земле. Для забивания и вынимания гвоздей, а также для прорубания и колки льда использовали топорик.

Ночевка на льду Байкала

Палатка на льду Байкала

Рассвет на Байкале

НОЧЕВКИ. На участке от Листвянки до Ольхонских ворот ночевать можно как на льду, так и на берегу. Единственный плюс в ночевке на суше, это возможность укрыться в бухте от ветра и в хорошую погоду посидеть у костра. Но для этого нужно найти выход на берег без скальных сбросов и ровное место. В добавок, скорее всего придется пройти полосу прибрежных торосов. На Ольхоне на берегу в палатке ночевать запрещено. Мы всегда ночевали на льду. Как в живописных бухтах, прячась за скальными мысами, так и на значительном удалении от берега. Возможен вариант остановки на ночлег в поселках, но этот вариант изначально не рассматривали, предпочитая комфорту атмосферу похода.

Вблизи торосов и ледовых трещин часто удавалось найти открытую воду для готовки.

Поначалу сложно привыкнуть к ночному треску льда. Казалось, что он в любой момент разойдется под палаткой.

На коньках по Байкалу

В ледяном гроте

МАРШРУТ. Планируя свой поход на 10 ходовых дней, мы предполагали доехать от Листвянки до Ольхона и объехать вокруг острова. Но погода и закрывший лед снег, внесли свои коррективы. Пройдя – прокатившись от Листвянки до Большого Голоустного, увидели, что дальше чистого льда нет, и переехали в поселок Сахюрта, откуда обошли вокруг Ольхона.

Средняя скорость передвижения на коньках с саночками по чистому льду составляет порядка 10 км в час. То есть теоретически возможно проезжать и по 70 км в день. Но никто так не делает, так как смысл коньковых походов не в быстром преодолении расстояния, а в том чтобы увидеть красоту и уникальность природы Байкала. Вместе с прогулками и осмотром красот можно смело планировать по 30-40 км в день. Если льда не будет, то скорость упадет.

Буддистская ступа на острове Огой в Малом море. 

 Лагерь на Байкале

ЛОГИСТИКА. Основными пунктами для начала и окончания коньковых маршрутов по Байкалу являются поселки Сахюрта (МРС) и Хужир (4-5 часов на машине от Иркутска) – в случае старта/окончания в районе Ольхона, или поселки Богульдейка (4 часа от Иркутска) и Листвянка (2 часа на машине) — для маршрутов вдоль юго-западного побережья озера.

Грот на Ольхоне

Ночью духи охраняют палатку

Зимник по Малому морю

Зимник по Малому морю

Наплески

Наплески на скалах

РЫБА. Удивительным стало отсутствие в продаже знаменитого копченого байкальского омуля. Его без труда зимой можно найти в Северобайкальске или Листвянке, но в районе Ольхона рыбы почему-то нет.

Скала Шаманка

Льдинки

КОНЬКИ. У нас с собой были специальные коньки с длинным лезвием или, как их еще называют, нордики. Крепления к таким конькам бывают двух видов: 1) Под коньковый ботинок для беговых лыж. Этот вариант требует наличия дополнительной пары обуви, так как в жестком лыжном ботинке пешком много ходить неудобно и на ночевке может быть холодно. Но для комфорта катания такой вариант оптимален. 2) Сноубордическое крепление под горный ботинок с жесткой колодкой. Дополнительная обувь в таком варианте не нужна. Но голеностоп чуть хуже держится, чем в первом варианте.

Купить коньки с длинным лезвием можно в финских или норвежских интернет магазинах, или заказать в Иркутске, что обойдется в 1.5 – 2 раза дешевле. Можно также сделать самостоятельно.

Кататься можно и в обычных хоккейных или фигурных коньках. У этого варианта есть несколько минусов: скорость примерно в 1,5 раза ниже чем на нордиках, в случае сильных морозов мерзнут ноги и много времени занимают переобувания.

Стекольная фабрика

Льдинки

Подъезжаем к мысу Хобой

Через трещину на льду Байкала

Среди торосов

БЕЗОПАСНОСТЬ. Провалиться под лед на Байкале в конце февраля – марте довольно трудно. Опасность могут представлять отдельные полыньи – пропарины у берега, но такие места известны. В остальных местах толщина льда составляет несколько десятков сантиметров. Даже если ледовые поля трескаются, торосятся или разъезжаются, провалиться можно только в открытую воду. Толстый лед по берегам трещин и разрывов позволяет без проблем перебраться на другую сторону, только если трещина не разошлась слишком широко. Тем не менее, всем рекомендую иметь наготове острые шильца для вылезания из воды и кусок веревки для группового спасения.

Торосы на Байкале

Западное побережье Байкала в коньковый сезон является довольно оживленным. При необходимости, помощь можно попросить у проезжающих мимо на автомашинах, снегоходах, коньках или пеших туристов. Побережье регулярно патрулируется и экипажами МЧС на катерах с воздушной подушкой.

Через трещину на льду

Восточный берег Ольхона

Восточный берег Ольхона

Ночевка среди торосов

Ночевка среди торосов

Встреча рассвета

Среди торосов

ЛЕД, ТОРОСЫ, ГРОТЫ И НАПЛЕСКИ. Гарантированный лед при любых снежных условиях есть только на зимнике по Малому морю от поселка Сахюрта до мыса Хобой. Но при благоприятной ледовой обстановке, этот участок не так хорош для катания, как ледовые поля с внешней стороны Ольхона и на западном побережье от острова до Листвянки. Тем не менее, отправляясь на Байкал, участок по Малому морю следует обязательно включать в маршрут. Здесь можно полюбоваться ледовыми гротами и красивейшими замерзшими наплесками на скалах.

Вблизи мыса Хобой и вдоль западного берега озера встречаются участки торошения и ледовые трещины. В малом количестве они украсят любой маршрут. Но при большом, придется истратить много сил и времени на их преодоление.

На коньках по Байкалу

На коньках по Байкалу

Палатка среди торосов

Закат на Байкале

Установка палатки на льду

Торосы

Полосы торосов становятся серьезной преградой

КИТАЙСКИЕ ТУРИСТЫ. В прошлом году на Малом море их было очень много. Пока мы катили по зимнику, вокруг постоянно сновали “буханки” полные людей с фотоаппаратурой.

Поначалу мы не понимали, как при ровном снежном покрове на Малом море, вблизи мысов и гротов образуются участки и пятна чистого льда. Но чуть позже увидели, как из микроавтобуса вышла группа туристов и принялась вычищать лед щетками, чтобы добиться правильного блеска и цвета, нужного для удачного фотокадра.

Через торосы Байкала

Переход через трещину на льду

Закат на Байкале

Навстречу солнцу

Добываем воду

Ольхонские ворота

Пролив Ольхонские ворота

Поселок МРС или Сахюрта

Даже при не самом удачной ледовой обстановке, зимний Байкал поразил своей красотой и запомнился надолго. В это место хочется возвращаться!

2018-09-18T21:19:44+00:00

Оставить комментарий

один × 5 =