Фото рассказ о горном походе 6 к.с. по С-З Памиру, пройденном в июле-августе 2014 года. Часть 3.

пик Ахмади Дониш с ледника Ошанина

На заключительном участке маршрута прошли траверс пика Коммунизма (7495) с подъемом по маршруту Бородкина и спуском по ребру Абалакова. На выходе из района по ледникам Ошанина и Бивачный попали в хаос ледопадов и сераков. Весной 2014 года здесь произошла мощная подвижка ледников. Пройдя по леднику Федченко до ГМС им. Горбунова, через перевал Кашал-Аяк спустились в долину реки Ванч.

Рассказ о походе оп Памиру
Фоторассказ о памирском походе

Здесь скоро появится ссылка на технический отчет о походе

Видеофильм о походе по Памиру
Рассказ о походе по Памиру

Отдохнув в гостеприимном МАЛе вышли на пик Коммунизма. Провожавший нас начальник лагеря Алишер, в шутку предложил выдать группе сертификаты за восхождение, ведь спускаться нам на другую сторону горы. В планах подъем по маршруту Бородкина и спуск по Абалакову на юг.

пики Хохлова и Коммунизма

Пики Хохлова и Коммунизма

Тень над пиком Четырех (6230)

Тень над пиком Четырех (6230)

В лагере узнали о том, что Бадахшан снова открыт. В турфирме заказали пропуска и попросили встретить группу в Ванче. Теперь можно было выходить из района не через непредсказуемый Киргизоб, а через спокойные, как нам казалось, ледники Бивачный и Федченко.

Выходим к пику Коммунизма

Подъем на пик Коммунизма по классике технически не сложен. На ребре Бородкина есть несколько крутых участков, но там провешены перила. Основная сложность попасть в погоду. Наш график был составлен так, чтоб к ее плановому ухудшению успеть подняться на Памирское фирновое плато и там пересидеть.

Выход на ребро Бородкина

Нижняя часть ребра Бородкина

Нижняя часть маршрута Бородкина напоминает снежно-ледовую эстакаду, выводящую на ребро. Это самое опасное место подъема, так как стандартный путь проходит под ледовыми сбросами. Возможности для маневра не много, в рюкзаках продукты на 12 дней восхождения и выхода из района, особо не побегаешь. 

Скальная часть ребра Бородкина

Погода испортилась раньше, чем предсказывал интернет. Уже с обеда первого дня восхождения облака опустились в долину, пошел снежок. Заночевали на стоянках 5300. 

Утро после снегопада на ребре Бородкина

Утро после снегопада

Снегопад с восходом прекратился, но видимости нет. Здесь, на ребре, нам ловить не чего, вышли наверх. Тропу замело, она под снегом. Поднимались в прямом смысле наощупь. Тропежка по колено, шаг в сторону – проваливаешься глубже. Перила видны только на участках льда. 

Подъем по ребру Бородкина

пик Хохлова (6685)

пик Хохлова (6685)

Не спеша пробиваясь наверх, вышли к небольшим сбросам. Куда двигаться дальше – не понятно. Пока перекусывали, сверху спустилось 3 человека, показав нам местоположение перил и оставив после себя траншею в снегу. 

Сбросы в верхней части ребра Бородкина

Сбросы в верхней части ребра Бородкина

После подъема на ледовую ступеньку пересекли снежный склон и начали забирать налево, пытаясь выйти на седловину в восточном гребне “грудей” и перевалить на плато. 

Снега очень много. Тропящий постоянно проваливается по пояс. Распустили лавинные шнуры, видимость слабая. Второй раз засомневавшись в выборе пути удачно встретили спускающихся людей. По следам вышли на седловину, а затем, ориентируясь по навигатору, спустились на плато. На ночевку встали рядом с палаткой новосибирцев, которые планировали спускаться на следующий день. В преддверии серьёзной непогоды все уходят с горы.

Лагерь на ПФП

Лагерь на Памирском фирновом плато

Пережидая непогоду, следующие 2 дня провели на Памирском фирновом плато. Зная прогноз, мы заранее планировали отсидку.

Массив пика Коммунизма с ПФП

Погода нормализовалась. За последние дни выпало и намело много снега. В лагере одели снегоступы. Без них выйти на гребень пика Душанбе шансов не много. На горе никого, все группы ушли вниз. Поземка быстро заметает наши следы.

Пересекаем Памирское фирновое плато

Пересекаем плато в направлении ребра пика Душанбе. 

пики Ленинград (6507) и Абалакова (6446)

пики Ленинград (6507) и Абалакова (6446)

Панорама ПФП с гребня пика Душанбе

Панорама ПФП с гребня пика Душанбе

Тропили, поочередно меняясь. После выхода на гребень Душанбе идти стало чуть легче. Места скопления снега часто удавалось обойти по фирну или скалам. В 15 часов вышли на площадки 6600. На пик Душанбе решили сегодня не идти и ночевать здесь. Рюкзаки тяжелые, снега много, смысла выматываться перед вершиной не было. Тише едешь – дальше будешь.

пики Корженевской - Хохлова

пики Корженевской – Хохлова

пики Москва (6785) и 30 летия Сов. государства (6447)

пики Москва (6785) и 30 летия Сов. государства (6447)

За несколько переходов вышли на пик Душанбе. На гребне задуло. Открылись потрясающие виды. Как на ладони плато Правды, Дарвазский хребет, пик Россия, Грузинский кулуар.

Выход на пик Душанбе

Снега на пути к пику Коммунизма

Вышли к вершине. Подъем идет по длинному снежному склону в обход скальной вершинной башни. Участками проваливались по пояс. В таких местах первый тропил без рюкзака, потом возвращался и догонял группу. Снега на склонах много, но он в нормальном состоянии, лавинная опасность низкая.

Перемычка между пиками Душанбе и Коммунизма

Лопата пика Коммунизма на рассвете

Панорама с подъема на пик Коммунизма

пик Евгении Корженевской (7105)

пик Корженевской (7105)

Стремясь по минимуму набирать высоту с вещами, решили выходить не на классическую седловину в гребне, а на седловину восточнее, сразу к началу ребра Абалакова. Эта седловина носит название – перевал Горбунова (3Б*, 7380) и впервые была пройдена насквозь в 1988 году группой туристов МАИ под руководством Никиты Степанова и Сергея Фомичева.

Группа на фоне Дарвазского хребта

На фоне Дарвазского хребта

Панорама на юг с перевала Горбунова

Панорама на юг с перевала Горбунова. Правее центра кадра пики Революции и 26 Бакинских комиссаров

Последние метры перед выходом на гребень дались группе тяжело. Зато какое облегчение испытали наконец сбросив рюкзаки. Дальнейший подъем налегке. Перевалив через вершину в гребне вышли на классический маршрут подъема. Здесь еще сохранились выбитые в фирне следы предыдущих восходителей. 

Вершина пика Коммунизма

Вершина

На горизонте пик Ленина

Вид с вершины пика Коммунизма на север

На горизонте пик Ленина и Заалайский хребет

На вершине пика Коммунизма хорошо. Под ногами камушки, просторно, цветочки разве что не растут. Ощущения как в горах Урала, внизу горки да сопки. 

На вершине пика Сомони (Коммунизма)

Спустившись к вещам на седловину, начали спуск по, в верхней части снежно-ледовому, ребру Абалакова. Стараясь до вечера максимально сбросить высоту.

На горизонте пик Ленина

Начало спуска по ребру Абалакова

Начало спуска по ребру Абалакова

Сбросив порядка 350 метров по вертикали, мы с Ваней, идя последними, увидели, что первые 2 связки влезли в ледовые разрывы на ребре. Нам удалось обойти их выше по склону. Таким образом, обогнав группу, примерно на высоте 7000 метров мы уперлись в большую трещину, требующую навески перил через хлипкий мост. Уйти от группы вперед мы не могли, а ребята все еще копались в верхнем берге. Решили ночевать.

На заднем плане пики Фиккера - Революции - 26 Бакинских комиссаров

На заднем плане пики Фиккера – Революции – 26 Бакинских комиссаров

Стена пика Известий

Стена пика Известий

В лагере у меня и у Миши сильная отдышка, из легких идет пена. Начался отек. Ложишься в спальнике, через 15 минут в легких булькает. Садишься, откашливаешься, все хорошо. Подышали парами спирта, укололись дексаметазоном, съели антибиотики. Через пару часов отпустило, удалось поспать. На следующее утро самочувствие хорошее. Выйдя из лагеря, я первым ушел вешать перила.

Причины проблем с легкими мне до сих пор не ясны. Никакой горной болезни к этому моменту уже не было и в помине. У меня проблемы выразились только в отдышке и отеке, физическое самочувствие отличное, хороший аппетит. В день восхождения мы с Мишей тропили побольше ребят, первыми были на вершине. Возможно, на подъеме надышавшись холодного воздуха, переработали, истощив организм, и он дал сбой.

Переход через трещину на спуске с пика Коммунизма

Переход через трещину на спуске с пика Коммунизма

Утром группа немного заторможена, все-таки вторая ночевка на 7000. Но самочувствие у всех отличное. Продолжили спуск по ребру, перед скалами попав в неприятное переплетение трещин и бергов.
Перед скальными сбросами, на высоте 6400, остановились на обед. На скалах висят веревки прошлых экспедиций. Рядом с синтетикой старые пеньковые веревки-канаты, оставшиеся с восхождения команды Евгения Абалакова в 1933 году. 

Вершина пика Коммунизма с юга

Вершина Коммунизма с юга

Начало скального участка ребра Абалакова

Начало скального участка ребра

После восхождения, на 40й день маршрута, чувствуется усталость. Вдоль первых веревок спустились пешком и лазанием, затем начали вешать перила. Ребро не очень крутое, но встречаются отвесные стенки. Не прочная плохая порода, летят камни. 

Спуск по ребру Абалакова

Спуск по ребру Абалакова

пики Комакадемии (6419) и ОГПУ (6028)

пики Комакадемии (6419) и ОГПУ (6028)

К вечеру темп упал. Стало понятно, что до выполаживания ребра на высоте 5400 засветло не успеваем. Идею ночного спуска по разрушенным скалам сразу отмели. Решили ночевать на скальной полке на высоте 5900 м. Площадку очистили от льда и выровняли отдельными камнями. Заночевали в спальниках без палатки, пристегнувшись к перилам. Плохо работающие горелки не разжигали. Готовили на печке. Вместе с мусором отлично горит тут же срезанная со скал синтетика.

пик Гармо (6602)

пик Гармо (6602)

Ночевка на 5800 ребра Абалакова

На утро продолжили спуск. Дюльфернув еще с 3х скальных жандармов вышли к выполаживанию ребра.

Дальнейший путь спуска идет через ледопад, над которым висят огромные ледовые сбросы. В результате крупного обвала льда с этих сбросов в 1971 году погибли участники воронежской команды. С ребра на ледник повесили 3 перильных веревки и быстро ушли дальше вниз, вскоре оказавшись в безопасном месте. 

Ребро Абалакова (справа)

Ребро Абалакова (справа)

Спуск с ребра Абалакова на ледник Ошанина

в. 6002 на Памире

Вершина 6002 м.

После спуска с пика Коммунизма мы настраивались на быстрый обзорный выход по памирским ледникам. Даже ища проход среди кальгаспор и прыгая через трещины в верховьях ледника Ошанина, мы не знали, что это все цветочки и самое интересное ждет впереди.

ледник Ошанина

Ледник Ошанина

На леднике Ошанина

Сераки ледника Ошанина. На заднем плане пик Коммунизма

Сераки ледника Ошанина. На заднем плане пик Коммунизма

Количество и величина трещин постепенно увеличились. Идти по леднику стало невозможным. Уйдя в правый ранклюфт попали в страшные ледово-каменные котлы. Из которых выбрались на большую боковую морену ледника. Пробежав по морене переход, уперлись в осыпные прижимы. 

Каменно-ледовые дебри ледника Ошанина

Каменно-ледовые дебри ледника Ошанина

Озеро на леднике Ошанина

Ребро Абалакова на пик Коммунизма

Ребро Абалакова с ледника Ошанина

По леднику пути нет, там ледопад и хаос сераков. Траверсировав склон, продолжили движение по правому ранклюфту. Участки скалолазания чередовались дюльферами по конгломерату и ледолазанием. Началось настоящее путешествие. Решили, что старое название ледника Ошанина – Сталина гораздо больше подходит его суровому характеру.

Обход по склону разрывов ледника Ошанина

Обходим разрывы ледника по осыпным склонам правого борта

Спуск в ранклюфт ледника Ошанина

Спускаемся в карман. Дальше скальные прижимы и пути нет.

В ледопаде ледника Ошанина

В ледопаде ледника Ошанина

К вечеру вышли на слияние ледников Ошанина и Бивачного. Дальнейший путь не легче. Бивачный сильно порвало. Белые полосы молодых сераков сменяются старым черным льдом.

Слияние Бивачного и Ошанина

Сличние ледников Бивачный и Ошанина

В ранклюфте ледника Ошанина

Ледник Бивачный с ледника Ошанина

Ледник Бивачный после подвижки

Проход вдоль ледника Ошанина

Устье ледника Ошанина

Вдоль ледника Ошанина

Полтора километровый участок ледника пересекали 4,5 часа. Уже в Москве от знакомых гляциологов я узнал, что на Бивачном в этом году произошла мощнейшая подвижка. В мае ледник сполз на 2,5 километра.

Ледник Ошанина и наш путь по левому (на фото) ранклюфту

Ледник Ошанина и наш путь по левому (на фото) ранклюфту

Снежный заяц на Бивачном

Снежный заяц

Пересекаем Бивачный

Пересекаем Бивачный

На леднике Бивачный

На леднике Бивачный

пик ОГПУ с ледника Бивачный

Кусочек Каравшина на Памире – стены пика ОГПУ (6078 м)

На леднике Бивачный

Горный поход по Памиру

Пересекаем ледник Бивачный

Перейдя через ледник вылезли в живописный и ровный карман. В горах осень. Спускаясь по карману, прошли через поляны старых лагерей. Морены, отделявшей карман от ледника, сейчас нет. Ледник нависает и наползает на карман, поглощая его. Заночевали в пяти километрах от ледника Федченко, у ручья с вершины Стамеска.

Карман Бивачного

Карман Бивачного

Карман ледника Бивачный

Как сказали гляциологи, слева кинематическая волна пульсации ледника Бивачный

Вид из кармана на ледник Бивачный

Язык ледника Бивачный

Внизу показался ледник Федченко

Сераки на леднике Бивачный

За несколько переходов вышли на Федченко – самый большой долинный ледник мира. Подвижек здесь не было. Ледник как дорога. Пройдя по нему 15 километров вышли к ГМС им. Горбунова. День на Федченко один из самых тяжелых в походе. Думали будем бежать, наслаждаясь пейзажами, а приходиться терпеть. Группа устала. 

ледник Федченко от слияния с Бивачным

Ледник Федченко

ледник Федченко на Памире

На ригеле справа - ГМС им. Горбунова

На ригеле справа – ГМС им. Горбунова

На метеостанции нашли немного продуктов, наши к этому моменту почти закончились. На станции беспорядок. Заночевали в палатке рядом. Вечером сходили в библиотеку на экскурсию, осмотрели помещения. В журнале посещений было приятно обнаружить записку группы с участием моей мамы от 1988 года.

Ледник Федченко

Ледник Федченко

ГМС на Федченко – уникальное сооружение. Но вряд ли здесь когда-нибудь снова будет вестись работа. Сейчас со всеми задачами справляется автоматическое оборудование, установленное рядом со станцией американцами. 

ГМС им. Горбунова на леднике Федченко

ГМС им. Горбунова

Команда около ГМС имени Горбунова

Вид на юг от ГМС Федченко им. Горбунова

Перевал Кашал-Аяк

В долину Ванча спустились через перевал Кашал-аяк. В последние годы было много информации о том, что перевал усложнился. Мы ничего подобного не заметили и прошли без веревок по центральной и левой частям ледопада. 

В ледопаде Кашал-Аяк

В ледопаде перевала Кашал-Аяк

Прыжок через трещину в ледопаде перевала Кашал-Аяк

Ледопад перевала Кашал-Аяк

Ледопад перевала Кашал-Аяк

Путь по леднику РГО, на который мы спустились с перевала, муторный но спокойный. Упершись в трещины на леднике вылезли на морену, оттуда снова на ледник, затем в зеленый карман и так далее.

Верховья ледника РГО

Верховья ледника РГО

Панорама с ледника РГО

Мост через реку Абдукагор смыло в 2011 году в результате подвижки ледника Медвежий. Сейчас на месте моста трос. У реки заросли облепихи. 

Переправа по тросу через реку Абдукагор

Переправа по тросу через Абдукагор

В Поймазар пришли пешком, дороги последние несколько лет здесь нет. 

Встреча с водителем в долине Ванча

Переночевав в Поймазаре в гостеприимном доме лесника нац. парка, утром уехали в Ванч, а оттуда по Памирскому тракту в Душанбе.

Огромная благодарность за гостеприимство Рано Умаровне Сабировой, компании Памир Пикс и начальнику МАЛа на поляне Москвина – Алишеру.

Рассказ о походе оп Памиру
Фоторассказ о памирском походе
2018-11-06T10:04:33+00:00