Поход по горам Центрального Тянь-Шаня в июле – августе 2017 года. Часть 3.

Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
Восхождение на пик Победы (7439) и спуск по долине Южного Иныльчека

Отдохнув пару дней стали собираться на Победу. Погода к этому моменту закончилась. После 10 августа пошли не обильные но частые снегопады, наверху задули ветра. Мы понимали, что вечной непогоды быть не может и окошко обязательно появится, нужно только к этому моменту подгадать выход на Важу Пшавела. А оттуда до вершины день. От идеи траверса частью команды тоже не хотелось так просто отказываться, поэтому наверх взяли дополнительную дуговую палатку, все вместе собираясь жить в шатре.

Из команды нас осталось семеро. Женя улетел на работу после попытки подняться на Западный Шатер, а Максим после восхождения на Хан-Тенгри. А к нам присоединились трое ребят из Новосибирска и Москвы. Решили на гору идти автономно, но подниматься сообща, стараясь помогать друг другу.

Дмитрий Греков выдал нам радиостанцию и в дальнейшем помогал, поддерживая и сообщая актуальный прогноз погоды. Такое отношение было очень приятно, тем более что мы не являлись клиентами Ак-Сая.

Пока на Тянь-Шане стояла погода, народ, считая, что время не пришло, акклиматизировался на Хане, отдыхал и общался в базовом лагере. В итоге, когда все настроились идти наверх, погоду выключили. До нас через Важу поднялись три человека, распечатавшие гору в этом сезоне, и четверо ребят из команды Новосибирска прошли траверс, поднявшись по маршруту Журавлева и спустившись по классике.

Наверх мы вышли 14 августа, полагая, что как раз к возможному окну 18-19 числа мы подгребем до Важи.

На леднике Звездочка

К пику Победы

Первое препятствие на пути к вершине это ледопад перевала Дикий. В отличие от дальнейшего маршрута, его каждый год первые альпинисты на горе провешивают новыми перилами. Сам ледопад нормальный. Выше крутой ступени в полторы веревки все проходится пешком. Опасен подход под висящими сбросами и ледышками под начало перил. Поэтому проходить ледопад целесообразно либо рано утром, либо ближе к вечеру, когда пик солнечной активности позади.

Выйдя после обеда из базового лагеря, на ночевку встали примерно в километре от ледопада. Ближе останавливаться страшно из-за возможных лавин и обвалов со склонов Победы.

пик Победы

Пройдя утром ледопад, по снежным полям вышли к небольшой мульде на перевале Дикий. Пока готовился обед, подошли отставшие. Так как на завтра погоды не обещали, цель в этот день подняться к пещерам на 5800, чтобы там с комфортом дожидаться ее улучшения.

Под ледопадом перевала Дикий

Подходим к ледопаду пер. Дикий

Стены пика Победы

Западное седло Хан-Тенгри

Западное седло Хан-Тенгри

перевал Дикий

Выход не перевал Дикий

Склоны выше Дикого пологие, но перегружены снегом и лавиноопасны. Участки глубокого снега чередуются с фирновой доской. Надели биперы и снегоступы. Стараясь не резать склон, вышли наверх, пробивая тропу.

Подъем к лагерю 5800 на пике Победы

Траверс вершины Волынка

По центру пройденный нами траверс вершины Волынка (5650)

По имеющейся у нас информации, на склонах были вырыты две пещеры на троих и шестерых. Выйдя к нижней из них на высоте 5700, как потом оказалось меньшей, расширили ее до семи человек. Трое ребят из параллельной группы ушли ночевать выше.

К вечеру погода испортилась и сильно замело. Пока расширяли нашу пещеру, встретили сборную компанию людей, спускающихся сверху. На вершину сходить им помешала погода. На вопрос: “Вы откуда?”, Илья, возглавлявший группу, ответил: “Из ада!”.

Ночью пару раз откапывали вход в пещеру. Весь следующий день продолжало мести. У нас быстро села рация. Оставшись без погоды и без прогноза начали пытаться получить информацию по спутниковому телефону. В ответ на смс с запросом один наш друг написал, что на Победе ожидаются сильные дожди, другой прислал длинный текст на английском, скопированный с сайта, сообщавший о том, что все будет очень плохо, но не без конкретики. Нас же интересовали конкретные цифры по облачности, осадкам и силе ветра.

Видя, что творится на улице, и не имея перспективы, от идеи траверса вершины окончательно отказались, переключившись на радиальное восхождение. Лишние вещи и дополнительную палатку оставили в пещере и ближе к обеду 17 августа, когда чуть развиднелось, вышли наверх.

На гребне Важи от 5800 до вершины 6918 несколько скальных поясов. Первый на высотах 5800 – 6000, второй 6100 – 6250 и еще пара небольших участков выше 6400. Традиционные места под палатку есть на 6100 под защитой небольших камней, и на 6400. Защищенных от ветра мест нет. В случае сильных снегопадов, скалы на 6100 и 6400 от лавин тоже полноценно не защищают. На самом деле дуговую маленькую палатку можно поставить практически везде, срыв часть склона. С площадкой под шатер придется повозиться.

Скальный пояс на пике Победы

Скальный пояс между 5800 и 6100

Подъем на пик Победы

Скальные участки гребня провешены перилами. Но они не обновляются и только иногда по участкам дублируются силами энтузиастов более новыми веревками. Местами веревка битая или без оплетки. Скалы простые, поэтому подниматься лучше самостоятельно, подстраховывая себя жумаром.

Скальный пояс на пике Победы

Перед лагерем 6400 на пике Победы

Вечером вышли к площадкам на 6400. Трое ребят, идущих параллельно, нашли готовое место под свой дуговой редфокс. Мы же начали расширять площадку рядом под свой большой шатер. Через какое-то время наткнулись на человеческое тело, как позже выяснилось, возможно, это Попов Александр, засыпанный здесь в 2012 году лавиной. Прикопав его снегом, ушли на 50 метров в сторону и там на склоне вырыли место.

Лагерь 6400 на пике Победы

Строительство площадки под палатку на 6400

Тела погибших на Победе немного напрягают. Понятно, что сил и возможности спустить вниз просто нет. Но одно дело, когда человек завернут в тент и палатку и условно похоронен в стороне от тропы. Другое, когда на 7250, в мульде под жандармом просто сидит мертвый человек. Завернуть его в тент не так сложно, но про него нужно знать заранее и иметь тент с собой. На зафирнованом же гребне просто так и в снег не зароешь и пуховку с себя снимать не будешь.

пик Неру с 6400

Позади вершина пика Неру

Палатку на 6400 устанавливали уже в сильный ветер. Из-за того, что ставить ее пришлось на крутом склоне, растянуть как следует не смогли, да и площадка получилась так себе. Спать легли в ходовой одежде, так как боялись что шатер в любой момент порвет. Сняли только ботинки. Палатка все ночь хлопала и парусила на ветру, но выдержала. Тогда мы поняли, что хорошо растянутой ей не страшны любые ветра.

Лагерь на 6400 пика Победы

Ваня нам объяснил, что такая погода здесь норма. Гора проверяет восходителей и достаточно подготовленных пускает на вершину.

Панорама ледника Звездочка

Под утро ветер стих. Выглянуло солнце, облака внизу закрыли ледники.

Пики Рапасова и Военных топографов

Пики Рапасова и Военных топографов

Проведя сложную ночь, поняли, что халявы не будет. У наших соседей, в предыдущие дни немного уступавшим нам по темпу, порвало тент палатки и улетела лопата. Сверху же в сложившихся погодных условиях плата за ошибки и недочеты в подготовке могла быть высокой. Обсудив ситуацию, ребята приняли решение спускаться вниз, оставив нам работающую рацию взамен нашей, за что им большое спасибо.

Панорама с пика Победы

Мы вышли наверх и к обеду были на гребне Победы. Ветер преимущественно дул с китайской стороны, поэтому мы пройдя вершину Важи ушли в сторону Победы и на северной стороне спрятались за надувом. Наличие рядом с местом ночевки большого присыпанного берга позволяло всегда, в случае серьезного урагана, спрятаться там. Опасаясь ветров, обнесли шатер снежной стенкой, что обычно не делаем.

Лагерь на гребне пика Победы

Лагерь на гребне пика Победы

На следующий день в первой половине обещали погодное окно, а начиная с обеда сильный ветер. Поэтому план был выйти ночью, чтобы к обеду вернуться на Важу.

В 2 ночи вышли на восхождение, положив купол шатра и присыпав блоками из стенки. Поделились на две связки. Луны не было, и поначалу хождение по карнизному гребню при свете фонарика напрягало. Но как увидели на спуске, когда стали заметны следы новосибирской команды, проходившей здесь неделю назад, ночью мы сильно перестраховывались, забирая на китайскую сторону.

Гребень пика Победы

Слева жандарм Верблюд

У обелиска были в 4 утра. Здесь мы зачем-то развязались и оставили веревки. Ваня уже ходил на Победу. Все остальные тоже знали, что на гребне есть снежный нож. Но предполагали, что гребень на высоте так называется, не потому что сильно острый, а потому что люди обессилены и им много чего кажется. Ведь на Ленина, Корженеве, Коммунизма тоже есть свои ножи, но там сложностей не было. Здесь же острый гребень в добавок ко всему оказался зафирнован. Пройти его не сложно, но падать очень далеко. Меня, как руководителя, отсутствие связок напрягало.

Хан-Тенгри

Гребень от Победы до Важи

Подъем к пику Победы от Обелиска

Перед выходом на гребень от Обелиска

Гребень Победы перед жандармом Игла

Гребень перед жандармом Игла

Нож на гребне Победы

“Нож” на гребне Победы

К 8 утра всей группой собрались на вершине. Полюбовались пейзажем, сделали несколько фотографий и начали спуск.

На вершине пика Победы

Команда на вершине пика Победы (7439)

Тут, когда почти все ушли вниз, выяснилось, что одному из ребят ветром и снежной крупой посекло глаза и он частично потерял зрение. Я успел окрикнуть Мишу Макеенко и мы втроем начали осторожный спуск. Я сзади, готовый ловить больного в любой момент, Миша впереди, показывающий своим примером куда ставить ноги.

Вид с пика Победы

Вид в Китай с пика Победы

Вид в Китай

Аккуратно прошли нож, а дальше, с началом спуска на три такта, стало легче. Чтобы молотить руками и ногами, зрение не сильно нужно.

Под обелиском собрались все вместе. Ветра откладывались и позволяли не спешить. Да и резко закончившиеся силы не давали быстро идти. Ползли как улитки. Вероятно, дело в том, что с выхода из лагеря не ели и запас энергии закончился.

Гребень пика Победы ниже Обелиска

Гребень ниже Обелиска

Дойдя до палатки пообедали и решили в этот день не спускаться. Много сбросить мы бы все-равно не успели, так как устали. А ночевать на 6600 или 6400, где нет возможности хорошо растянуть шатер, в сильный ветер нам казалось менее приятным, чем на Важе.

Те, кто говорит, что на 6900 организм не восстанавливается, не совсем правы. Да, полноценного восстановления не происходит, но многое зависит от акклиматизации. Мы отдохнули хорошо. За ночь больной поправился, зрение восстановилось.

Всю ночь и утро сильно дуло и мело. Было не понятно имеет ли смысл выходить в такую погоду. Решили попробовать. Самым сложным оказалось перевалить 200 метров через Важу до начала спускового гребня. Ветер с ног не сбивал, но очередной шаг в опаске потерять равновесие сделать было сложно. Как только ушли с гребня, стало легче.

Ветер продолжал доставлять неудобство, поднимая снежную пыль. По-видимому, на наш гребень он задувал из Китая через перемычку между вершинами Важи и Неру. Как только спустились ниже 6500, стало легче.

Темп у всех был разным. Кто-то встегивал спусковуху, кто-то придерживался за перила руками, боясь их грузить. Все вместе старались собраться после каждого скального пояса. К обеду были у пещеры на 5700. А в 6 вечера, ставили палатку на Звездочке, решив, что до лагеря дойдем на следующий день.

Спуск с пика Победы от 5800 к Дикому

От 5800 к перевалу Дикий

В ледопаде перевала Дикий

В ледопаде перевала Дикий

Перила в ледопаде Дикого

Условия восхождения на Победу показали, что включать ее, а тем более траверс в нитку туристского маршрута сложно. Формат похода не предполагает лишних дней на выжидание погодного окна, а идти вершину сходу без оглядки на погоду – лотерея.

Замерзшее озеро на Звездочке

Тем временем базовый лагерь на Южном потихоньку сворачивался. Гостеприимные ребята из Ак-Сая накормили нас ужином, выдали сертификаты и забрали часть груза на выход в вертолет. Вечером познакомились и душевно пообщались с участниками Urubko camp.

Ребро Важи Пшавела

Ребро Важи Пшавела и гребень к пику Победы

Вниз решили выходить пешком. В ближайшие дни и погоду обещали нелетную, да и прогуляться, сэкономив денег, было интересно.

Одновременно со спуском мир вокруг оживал.  От поляны Мерцбахера появилась первая растительность. От языка Иныльчека стали встречаться отдельные елки, ниже переходящие в леса. В долине много кустов жимолости и облепихи.

Долина Иныльчека

пик Нансена

пик Нансена из долины Иныльчека

Ирисы в горах

Стандартное время спуска- подъема вдоль Южного Иныльчека составляет 3 дня. Для нас оно немного удлинилась из-за смытой в 7 км выше Майда-Адыра дороги.

пик Нансена

пик Нансена

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

По центру кадра выглядывает Хан-Тенгри

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

Долина Иныльчека

А дальше как обычно: вечером – Каракол, ночью – Бишкеке, утром – самолет домой.

За помощь и поддержку на маршруте хотелось бы поблагодарить всю нашу дружную команду.  Никиту Степанова, Рустама Бикчурина и Мишу Арабаджиева, помогавших нам в Москве и сообщавших информацию о ходе прохождения маршрута. Компанию Тянь-Шань Трэвел решившую вопросы с документами и трансферами. Компанию Ак-Сай Трэвел и лично Дмитрия Грекова и Александра Нечаева за гостеприимство на Южном Иныльчеке. Магазин Кант и фирму Primus за предоставленные горелки.

Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
Фото отчет о походе по Тянь-Шаню
2018-11-08T12:13:34+00:00